На левом берегу Воронежа недалеко от Масловки уже четыре месяца работает муниципальный приют для бездомных собак. Это первое подобное учреждение в нашем городе. До него были только частные.
Этого приюта ждали долго. Его должны были сдать еще в 2022 году, но сроки регулярно переносили. Он заработал лишь в конце октября 2024-го.
Корреспондент Voronezh1.ru побывал в приюте, поговорил с сотрудниками, погулял с одной из собак и узнал, как оттуда питомцы попадают в семьи.
Лай на сотни метров
Приют находится на улице Балашовской, 29/1. Где это находится, с ходу не скажут даже таксисты. Но главный ориентир — Левобережные очистные сооружения, которые расположены буквально в 50 метрах от забора приюта.
Первое, что встречает посетителей — одноэтажное административное здание с различными кабинетами. В том числе и ветеринарными. А уже следом идут ряды с вольерами. Они расположены рядом с площадкой для выгула, но туда могут ходить не все собаки, а лишь 10-15 % самых дружелюбных.
Как только рядом с клетками появляются люди, поднимается лай. Его слышно за сотни метров от приюта. Но псы настроены неагрессивно. Например, ветеринарный фельдшер Виктория Шведова спокойно просовывает руки между решетками вольеров, а животные их облизывают.
Но все эти собаки попали в приют с улицы после того, как проявили агрессию к людям. А их нынешнее дружелюбие — зачастую результат работы кинологов.
— Практически всех собак, которые были сильно агрессивными, удается не то, чтобы прям социализировать, но хотя бы сделать так, чтобы они не кидались на вольер, когда ты проходишь рядом, — говорит Виктория.
Девушка вспоминает, что одна из их собак даже покусала ребенка возле детсада. По словам Виктории, пес просто хотел поиграть. Но сейчас он один из самых добрых и контактных — с ним даже разрешают гулять детям, которые вместе с родителями приезжают в приют в волонтерские дни.
«Планирую до пенсии здесь работать»
Виктория Шведова приехала в Воронеж из Курска около года назад, когда там стало неспокойно. Она целенаправленно пыталась устроиться на работу в приют, поэтому ждала около полугода, пока ее кандидатуру согласуют.
— Я названивала активно, говорила: «Возьмите меня». И меня взяли. Я планирую до пенсии здесь работать, — улыбается девушка. — Дай бог всё сложится, потому что очень нравится. Тут интересная работа, другая, многогранная. Ты здесь не просто ветеринар, ты здесь широкий специалист.
Несмотря на то, что девушка работает только по будням, она бывает в приюте и в выходные.
— Я приезжаю в выходные для своего удовольствия, гуляю с ними. Мне жалко их. Им всем хочется гулять, — говорит Виктория. — У них, конечно, хорошие условия и вольеры достаточно большие, небольшая выгульная площадка есть, но это же совсем не то. Животному надо гулять.
Дома у Виктории тоже есть питомцы, но пока только коты, сразу трое. А у другого сотрудника приюта, отловщика Антона, живут три собаки — тибетский мастиф, хаски и чихуахуа.
— Я занимаюсь отловом, но пока отлавливать особо некого. Нам не столько привозят новых собак, сколько подкидывают, — рассказывает Антон.
В приюте он сдружился с огромным черным псом Джерри. Они даже ходят гулять в лес и к водохранилищу. Причем, если отпустить собаку с поводка, она тут же вернется к Антону, если услышит его свист.
«Приезжаем душу отводить»
Всего в приюте работает около 12 человек. Помимо директора, это врачи, отловщики, уходчики, водители и другие. На всех них приходится 250 собак. Но помогают волонтеры. Они приезжают в приют во вторник или четверг, чтобы, например, погулять и поиграть с собаками. А некоторые даже не боятся убрать за животными клетки.
Многие приезжают в приют с детьми. Им дают погулять только с самыми дружелюбными собаками. Одна из них даже начала подпрыгивать на метр в высоту, когда поняла, что ей сейчас разрешат побегать по территории приюта с ребенком (корреспондент Voronezh1.ru побывал в приюте как раз в волонтерский день, когда там были не только сотрудники. — Прим. ред.).
Еще для волонтеров сейчас обустраивают отдельную комнату, где можно будет попить чай или кофе и отдохнуть. Там уже стоит огромный мешок корма, который люди просто привезли туда безвозмездно. Правда, и еды, и лекарств у собак пока достаточно, потому что это всё заложено в бюджет.
— Мы вообще случайно узнали об этом приюте, но уже второй раз за неделю приезжаем, — рассказывает Светлана, которая вместе с двумя детьми гуляла с собаками. — Мне и самой это всё интересно, и детей приучить хочется.
У них дома уже есть кот, который нормально воспринимает, что от хозяев начало пахнуть собаками. Теперь семья думает про собаку.
— Мы очень хотели забрать девочку-лабрадорчика Бэллу. Но с мужем не нашли компромисса. Он сказал, что в квартире очень тяжело за ней ухаживать. Он у меня участник СВО, я сейчас в городе одна, и это пока что проблема для нас, ведь я тоже работаю. А собаке нужен и уход, и гулять с ней нужно. Я не могу такую ответственность возлагать на детей и совсем спихивать собаку на них. <…> Поэтому приезжаем сюда душу отводить.
Корреспонденту Voronezh1.ru для выгула досталась пятилетняя собака по кличке Варя. До приюта она жила во дворе дома на улице Новосибирской. Там ее подкармливала одна женщина, а когда начались холода и Варя стала болеть, она забрала ее к себе на балкон. Но соседям это не понравилось, и собаку пришлось отдать в приют. Но женщина стала для Вари куратором — она регулярно приезжает к ней, гуляет и всячески заботится.
«Не отдадим собаку, в которой не уверены»
Фельдшер Виктория Шведова говорит, что одна из главных целей приюта — найти для собак полноценный дом:
— У нас уже пристроены четыре собаки за четыре месяца. Это замечательный результат. Девочки недавно приезжали, увидели на «Авито» лабрадора и забрали его.
— Когда забирали лабрадора, аж слезы на глаза наворачивались, — вспоминает отловщик Антон.
Но забрать из приюта можно не любую собаку.
— Во-первых, мы не дадим собаку, в которой не уверены. Во-вторых, к нам приезжают кинологи, можно с ними проконсультироваться, — рассказывает Виктория. — Более того, когда вы ее забираете, есть так называемый испытательный срок в три недели. Во время него вы общаетесь с собакой уже на вашей территории. После трех недель мы ставим чип уже на ваше имя и снимаем бирку.
— А были случаи, когда собаку возвращали после трех недель?
— Еще не было.