Почти год в Воронеже работает единственный во всем Центральном Черноземье крематорий. Он запустился в январе 2020 года, однако еще до открытия стал первым подобным зданием, построенным с учетом канонов современной архитектуры. Директор новосибирского крематория Борис Якушин побывал в Воронеже и узнал детали необычного проекта. Одна из главных его особенностей — это симметрия во всём. Она связана со стилем архитектора.
— Неожиданно выбор пал на болгарского архитектора Павла Стефанова. Павел — перфекционист. Он во всём видит симметрию и испытывает огромный стресс, когда эта симметрия нарушается. После запуска крематория он увидел, что одной из скамеек не хватает. Рабочие унесли ее в другое место и использовали не по назначению. Павел потребовал скамейку вернуть назад, — описывает один из рабочих моментов Борис Якушин.
Кроме того, у здания есть едва заметный эффект парения. Это происходит потому, что оно стоит на небольшой возвышенности. Еще одна задумка архитектора — отсутствие вывесок на фасаде. Поэтому сложно сразу сказать, где находятся родственники усопшего — в крематории или на выставке современного искусства.
Снаружи крематорий омывает небольшой водоем — сотрудники называют его «Озеро слёз». В нём отражается здание, но главное, как говорят работники крематория, то, что вода умиротворяет.
— Изначально одной из задумок архитектора была облицовка крематория зеркалом. Тогда здание, наверное, какого-то космического характера было бы. Но есть определенные традиции — занавешивать зеркала, если умер человек, поэтому от этой идеи мы отказались, и архитектор сделал эту воздушность благодаря водоему, — объясняет решение автора пресс-секретарь воронежского крематория Валентина Усманова.
Этот крематорий попал на обложки известных мировых архитектурных журналов как уникальное и единственное траурное здание в России, построенное по всем канонам современной архитектуры.
— Безмятежный и невесомый, словно оторванный от земли благодаря ритмичному ряду окон и отражению в водной глади, — так описывает свой проект архитектор Павел Стефанов.
Помимо строгой эстетики, у крематория есть свои задачи. Здесь установлено хорошее европейское оборудование, которое помогает снизить воздействие выбросов на окружающую среду. Прощание происходит в одном из двух траурных залов — большом или малом. До кремации тела хранятся в морозильных камерах.
Проектируя это здание, Павел Стефанов думал не только о визуальной концепции, но и о функционале: в санузлах установлено оборудование для людей с инвалидностью, есть беспороговые дверные проемы и два входа для траурных процессий.
Борис Якушин отмечает, что, хотя крематорий работает самостоятельно уже почти год, руководство не решается вносить какие-то изменения в его дизайн без согласия архитектора, который воплотил идею в жизнь.