Ровно 15 лет назад — 15 апреля 2009 года — в Воронеже перестали ходить трамваи. Всё, что от них осталось, — это рельсы на некоторых улицах и фотографии, на которых в городе гораздо больше деревьев, чем сейчас.
Корреспондент Voronezh1.ru решил поговорить с урбанистами, общественниками и краеведами, чтобы вспомнить, каким трамвай был в советское время, что с ним случилось в 00-х и может ли он еще появиться на улицах Воронежа.
Трамвай как украшение городской жизни
Трамвайную инфраструктуру в Воронеже начали строить еще в 1913 году, а запустили движение лишь в 1926-м. Расцвет этого вида транспорта пришелся на послевоенные годы — когда в городе регулярно прокладывались новые линии и появлялись маршруты.
— Любимый маршрут — это «троечка», которая шла к СХИ (так раньше назывался Воронежский аграрный университет. — Прим. ред.). И там она делала петлю вокруг профессорского корпуса, переходила на однопутку, — ностальгирует краевед Ольга Рудева. — Это было так романтично, когда деревья ветками шелестят по окнам. Лето, открытые окна, и среди деревьев так и едешь. И до сих у меня в памяти этот звук позвякивания трамвайчика.
Ольга Рудева призналась, что очень скучает по трамваям. Поэтому в любом городе старается прокатиться на них, раз в Воронеже такой возможности больше нет. Краевед уверена, что трамвай — это украшение городской жизни.
«Фашистов пережило, а нулевые — нет»
К концу ХХ века воронежская трамвайная сеть была одной из крупнейших в России. В нее входили три депо и вагоноремонтный завод.
Но уже в нулевые всё это имущество начали закрывать и распродавать. А сейчас земля, где раньше была трамвайная инфраструктура, почти вся застроена домами. Причем на улице Кривошеина расположен жилой комплекс с двусмысленным названием «Трамвай желаний». Оно отсылает не только к депо, которое там работало раньше, но и к пьесе Теннесси Уильямса. Правда, это произведение называют одной из самых тяжелых и жестоких психологических драм.
А на улице 9 Января на месте депо теперь базируется управление по борьбе с миграцией и одно из подразделений Росгвардии.
— Это депо — бывший памятник культурного наследия, которое, будучи построенным в 1914 году, пережило Великую Отечественную войну. Хотя немцы подготовили его к взрыву, но оно не было взорвано, — рассказывает сопредседатель регионального отделения сообщества «Город и Транспорт» Юрий Новиков. — Фашистов оно пережило, а нулевые годы — нет.
Вместе с инфраструктурой приходили в упадок и сами вагоны. К 2009 году они уже были полностью изношены.
— Его можно было сохранить в каком-то таком полумертвом виде, в виде остатков Юго-Западной сети. <...> Хотя вот даже мне, справедливости ради, в те годы так не казалось, — вспоминает сопредседатель регионального отделения сообщества «Город и Транспорт» Юрий Новиков.
После закрытия движения и застройки депо в Воронеже от трамваев остались одни рельсы. Их должны были демонтировать, но сделали это не везде. Сейчас их еще можно найти на Остужевском кольце, верхнем ярусе Северного моста или у парка «Танаис». Но возможный концессионер парка говорил, что сделает на их месте парковку.
«Мы были бы на пять ступеней выше, чем сейчас»
Убранист Виталий Иванищев уверен, что закрытие трамвайного движения — это глубочайшая ошибка тогдашнего руководства города. Если бы этот транспорт в некоем полуживом виде сумели сохранить до нынешних дней, у властей была бы возможность получить деньги на реновацию.
— Федеральный бюджет выделяет деньги на восстановление трамвайных систем, но только в тех городах, где трамвай в том или ином виде сохранился. Поэтому и прошла такая мощная масштабная реконструкция в Таганроге, в Курске сейчас реконструируют, Липецк на очереди, — рассказывает Виталий Иванищев. — Воронеж — это крупнейший город в Европе без рельсового городского транспорта. Нет ни одного миллионника, в котором не было бы трамвая или метро.
Он считает, в городе были деньги, чтобы сохранить хотя бы одну ветку транспорта — например, между улицами Остужева и Перхоровича.
— Воронеж, к сожалению, пока не осознал губительности того решения. Но сегодня людей, ностальгирующих по рельсовому транспорту, гораздо больше, чем было 15 лет назад. Тогда не от большого ума, но воронежцы в основном поддерживали такое решение. Считалось, что трамвай может быть только такой, — вспоминает урбанист. — Сегодня кто-то побывал за границей, в Европе, в других российских городах, где нормальный трамвай, и теперь есть понимание, что трамвай — это современный вид транспорта.
Теперь региональные и городские власти обещают сделать в Воронеже другой легкорельсовый транспорт — метробус. Правда, на недавней прямой линии губернатор Александр Гусев назвал его электробусом.
— Пока губернатор путает электробус с метробусом, говорить о том, что у нас что-то из этого появится, просто смешно. <...> Это разные вообще понятия: метробус — это система транспорта, а электробус — это подвижной состав. Всё равно что синее с мягким сравнивать. <...> Метробус, безусловно, это шаг в сторону цивилизации, но, если сохранился бы трамвай в том ущербном виде, в котором он был последние несколько лет своего существования, мы были бы на пять ступеней выше, чем сейчас.
Самая оперативная информация — в нашем телеграм-канале.