Когда именно в Воронеже началась проблема с общественным транспортом, точно не скажет, наверное, никто. Но катастрофически остро она встала в декабре 2023-го: из-за снегопада графики автобусов сбивались, салоны были переполнены, а на остановках люди часами не могли уехать домой и на работу.
Тогда эта проблема заставила высказываться чиновников разного уровня, вплоть до губернатора. А жители начали еще пристальнее следить за тем, насколько исправно по городу ходят автобусы и как себя ведут водители. Занимался этим и я — человек, который передвигается по городу только на общественном транспорте.
В сфере пассажирских перевозок очень много проблем, но глобально их корень только в одном — ездить на автобусах неудобно и дискомфортно.
Людям дискомфортно подолгу стоять на остановках, где на лавочках спят бездомные. Дискомфортно ехать в забитых автобусах, где их может прищемить дверью. Дискомфортно, когда водитель сильно гонит и даже проезжает нужные остановки. И еще более дискомфортно с ним из-за этого спорить. Хотя последнее — на любителя.
Все это провоцирует людей на то, чтобы они покупали машины или пользовались такси. А из этого следуют огромные пробки, заставленные автомобилями дворы, рост числа ДТП и погибших на дорогах людей. При этом больше года назад президент Владимир Путин уже отмечал, что в Воронежской области происходит много аварий.
Нынешняя работа общественного транспорта неудобна не только для пассажиров, но и для водителей. Я искренне не понимаю, как человек может встать в пять часов утра, провести за рулем часов 15, поехать домой, поспать и на следующий день вновь пойти на эту работу, чтобы выполнять план.
Поэтому меня не удивляют новости, когда уставшие водители грубят пассажирам и когда они едут наперегонки с другим автобусом, чтобы первым успеть на остановку и посадить к себе как можно больше людей.
А конечные, где водители должны отдыхать между рейсами, — это просто парковки. Там негде сходить в туалет и укрыться от солнца или снега. На Антонова-Овсеенко, например, — где начинает и заканчивает свой маршрут 90-й автобус, — в обед приезжает «газелька», где можно купить еду. Но есть ее придется только у себя в салоне. Не удивительно, что при таких условиях работы водители хотят побыстрее уйти со смены, выполнив суточный план.
Для собственников бизнеса, судя по данным Rusprofile, пассажирские перевозки тоже невыгодны. Частная компания «Автолайн+» в 2023 году в прибыли всего на 900 тыс. рублей, а муниципальная «Воронежпассажиртранс» — с 2015 года приносит одни убытки. Повышение проезда, по словам перевозчиков, лишь позволит частично выплатить кредиты, а не закупать новые автобусы или даже чинить старые.
О том, как можно поменять всю эту систему, я разговаривал с несколькими людьми, которые работают в сфере транспорта или изучают ее. Учитывая, что водители получают около 100 тыс. рублей в месяц, я спрашивал, согласятся ли они на понижение до 80 тысяч, если взамен им построят нормальные конечные, распишут нормальный график с перерывами и отменят сдельную оплату.
Общественники Виталий Иванищев и Юрий Новиков предположили, что значимая часть водителей точно согласились бы на такую реформу. А вот Максим Захаров — уже бывший руководитель управления транспорта Воронежа — сказал, что водители скорее уйдут к ритейлерам развозить грузы. Там, по словам экс-чиновника мэрии, предлагают 200 тыс. рублей и гарантируют соблюдение условий труда.
Только при поверхностном взгляде на сферу транспорта в Воронеже становится видна куча проблем, которые вряд ли у кого-то получится решить сходу. И это я даже не говорю про троллейбусы, которых в городе осталось совсем немного. Хотя, с другой стороны, это самый стабильный транспорт в городе — после 18:00 многие троллейбусы уже едут в депо.
И теперь логичный вопрос: если в автобусных перевозках так много нерешенных проблем, а троллейбусный транспорт уже на последнем издыхании, справятся ли власти еще и с метробусом?