Неделю назад я вернулась из командировки в Сочи. С дорогой туда мне повезло. Это был фирменный двухэтажный поезд «Премиум» № 102 Москва — Адлер. Он отправляется с Придачи (вокзал Воронеж — Южный) и идет до Сочи всего 15 с половиной часов. У меня была нижняя полка: билет на такое место стоил 9173 рубля. Мой единственный сосед вышел в шесть утра в Ростове, так что я половину пути по-царски одна ехала в купе.
А вот обратный путь выдался не таким роскошным. Несмотря на то что билеты выбирали почти за месяц, вариантов практически не было. Пришлось покупать верхнюю полку на поезд № 460С Адлер — Тамбов. Весь его путь занимает один день и шесть часов. А мне предстояло ехать долгих 22 часа и 28 минут. Цена за удовольствие — 4356 рублей.
Купить в поезд еды у меня не было времени, еще и лил дождь, так что бежать в магазин перед вокзалом с чемоданом было вообще неудобно. «Поем в вагоне-ресторане», — наивно подумала я, еще не зная, что проводница хоть и сочувственно, но всё же слегка засмеется мне в лицо, когда я спрошу у нее, в каком вагоне бистро.
А что смешного? Я уже давно не варю яйца в поезд. Беру с собой воду и максимум шоколадку, а если надо — иду обедать в вагон-ресторан. Кто ж знал, что еще остались составы, в которых хорошо практиковать интервальное голодание?
На мое счастье, поезд целых 47 минут стоял в Горячем Ключе. Прямо на перроне там — киоск и два магазинчика. За секунды к ним выстроились изгибающиеся несколько раз очереди из пассажиров. Но за такую долгую остановку все успели запастись тем, что необходимо в долгой дороге. Я купила себе изысканный обед, за который отдала около 600 рублей:
Заварить лапшу можно кипятком из титана, который находится напротив купе проводника. Но если говорить честно, это не такой уж и кипяток — скорее, просто горячая вода.
С холодной питьевой водой сложнее. В купе проводника, конечно, стоит кулер, но не то, чтобы он в общем доступе.
— Ну немножко можно. Если каждый по полторашке будет наливать, то на всех не хватит, — сказала проводница мужчине, который попросил разрешения налить себе в бутылку немного воды.
Рядом с титаном на подносе лежат всякие яства, которые можно купить, если вы всё же не успели выстоять очередь в Горячем Ключе:
В общем, я пообедала. Добрая соседка уступила мне свою нижнюю полку, чтобы я поела за столом.
«Теперь можно лезть наверх и с кайфом смотреть сериал, который я заранее скачала себе на телефон», — снова наивно подумала я, еще не зная, что в купе нет розеток.
Розетка нашлась в коридоре. Возле нее я провела много времени: мой телефон заряжался со скоростью примерно 1% в 10 минут.
В коридоре, кроме меня, стояло много людей. В нашем вагоне ехали три младенца и одна собака, так что пассажиры, которым не слишком повезло с тишиной в купе, решили и вовсе не сидеть там.
Мы вдоволь насмотрелись на красоту в окне. Видели ее в деталях — поезд ехал очень медленно.
Хотя иногда состав разгонялся так сильно, что вагон начинало трясти, и было трудно устоять на ногах или даже улежать на полке.
— Ух, как разогнался, — услышала я одного из пассажиров. — Опаздывал, а теперь, наверное, нагоняет.
Что еще было в поезде, помимо долгих остановок и розетки в коридоре
Кондиционер
Когда я только села, в поезде было очень душно, он ехал с открытыми форточками. Я подумала: «Наверное, не нужно заправлять одеяло в пододеяльник. Ночью буду укрываться только последним». Но потом я увидела, что никакого пододеяльника и нет. Есть одеяло и есть просто кусок белой ткани (не путать с простыней). Схема такая: укрываешься сначала этим куском, а сверху кладешь одеяло. Зато заправлять ничего не нужно.
А часа через полтора я почувствовала, что кондиционер в поезде всё же есть. Вот он, на потолке, всего в нескольких десятках сантиметров от верхних полок:
Я ярый сторонник кондиционеров, но даже мне не понравилась такая близость. Думаю, тем, кто ехал внизу, было комфортно, но мне дуло ледяным воздухом в голову, лицо, зубы. Я решила перевернуться ногами к окну, но это не помогло. Так что всю ночь я головой провела в «палатке», сооруженной из моей кофты.
Туалет с работающим через раз смывом
В вагоне два туалета — по одному с каждой стороны. Если отважитесь сесть на унитаз, лицом окажетесь аккурат перед мусорным мешком.
Коварная белая кнопка справа от окна — смыв. Работает он не каждый раз. Закономерность разгадать я так и не смогла. Поэтому лучше вообще не рисковать, если вы понимаете, о чем я.
Пыль
Вообще-то в поезде следят за чистотой. Белье сильнее, чем хотелось бы, пахнет хлоркой, проводница делала в коридоре и некоторых купе влажную уборку. Но вот на стенах и дверях — толстый слой пыли, так что к ним лучше не прислоняться.
Знаю, что после этой колонки вам, скорее всего, тоже захотелось проехаться в этом чудо-поезде, но сожалею: не получится. Проводница сказала, что «завтра этот состав отправят в отстойник». И действительно — судя по «Яндекс.Расписаниям», сезон этого маршрута закончился. Но вот уже в следующем мае вам, возможно, повезет и этот поезд отвезет вас к морю.
Поехали бы на таком ради моря?