Экологическая катастрофа в Черном море произошла почти месяц назад — 15 декабря в Керченском проливе затонули два танкера «Волгонефть». В воды моря попали тысячи тонн мазута, которые затем начало выносить на берег. На протяжении месяца со всей страны на черноморское побережье едут волонтеры из разных регионов России, чтобы помочь с очисткой пляжей.
В начале января поездку группы волонтеров из Воронежа в Анапу — третью по счету — организовало движение «Экосистема». Побывавшие в зоне ЧС рассказали Voronezh1.ru, зачем отправились убирать с пляжей мазут и почему им иногда казалось, что вся их работа бесполезна.
Одно и то же место приходится вычищать несколько раз
Юлия Астахова — самозанятая. В группе, состоявшей из 24 воронежцев и двоих ростовчан, была координатором. Для Юлии это уже вторая поездка в Анапу.
5 января группа, которую координировала Юлия, выехала из Воронежа в поселок Витязево, где расположен один из волонтерских центров. 12 часов в пути — и сразу на пляж с лопатой. Инвентарь — спецодежду, маски, лопаты, мешки — выдают на месте.
— Можно было работать в штабе или с птицами в реабилитационных центрах, но большинство из нашей группы — 18 человек — были именно на пляже. Мы чистили песок от мазута и вывозили с помощью административной команды — групп эмчеесников, работников администрации и коммунальных служб, — рассказывает Юлия. — Работали с девяти утра до пяти вечера.
В группе воронежцев были и мужчины, и женщины, и студенты, и пенсионеры. Юлия говорит, что каждый был готов подстраховать, если кому-то становилось плохо от запаха мазута.
— Один шел в штабную палатку греться, есть, пить чай или просто отдыхать, другой тут же вставал на его место и успевал справляться за двоих. Не было ощущения, что на одного бойца у нас меньше стало, — поясняет волонтер. И добавляет. — Я впервые координировала действия группы, при этом раньше никогда не руководила группами волонтеров, не занимала руководящих должностей. Но тут так сложилось, поэтому просто взяла на себя эту ответственность. Я ехала второй раз и примерно знала, что меня ждет, что ждет тех, кто со мной в одной упряжке.
Самое сложное, по мнению Юлии, — масштаб произошедшего. Очень тяжело осознавать, что как бы много ты ни работал, мало что меняется.
— Очень мешал ветер: последние два дня были порывы до 18 м/с. На побережье таким ветром всё сдувает: мешки, людей, песок. Мелкий песок поднимается и превращается в песчаную бурю, и в итоге он везде: в волосах, в ушах, во рту, под очками, под масками, подо всей одеждой и обувью. В таких условиях тяжело было работать, плюс еще фракция мазута в целом к нашему приезду была очень мелкая — более крупные наслоения уже вычищены и вывезены, — описывает Юлия.
Хотя в сильном ветре были даже плюсы. После снятия одного слоя песка влажный чистый песок быстро высыхал, и его сносило, а остатки мазута снова оказывались сверху. Из-за этого приходилось несколько раз чистить одно место, но это не позволяло частицам мазута наслаиваться и уходить на глубину, в почву. Также в пользу волонтеров работала температура: в Анапе сейчас не жарко, поэтому мазут застывший. При потеплении его капли начинают сливаться друг с другом, становятся вязкими и уползают глубже в песок. А когда мазут плавится на пляже, он потом плавится и в мешках, обнуляя проделанную работу.
На вопрос, почему она поехала в Анапу, Юлия отвечает просто: потому что надо было.
— Я люблю помогать животным и в целом природе: это уборка мусора, всевозможные субботники, и просто так, когда куда-то выбираешься на природу, тоже стараешься убрать за собой и за другими. Почему я туда поехала? Не стояло вопроса ехать или не ехать. Просто понимала, что я там нужна. Во вторую поездку даже не пришлось собирать сумку — всё было собрано еще с прошлого раза. Знаю, что поеду еще.
Каждый глоток воды, выпитый птицей, — это праздник
Наталья Докучаева — руководитель танцевальной школы в Воронеже. В Анапе помогала пострадавшим птицам.
Отдыха после прибытия в Витязево не было. По словам Натальи, волонтеров сразу распределили — кто-то поехал на пляж, кто-то — к птицам.
— Мы с тремя девушками приехали в «ясли», куда привозили уже отмытых от мазута птиц. Им требовался уход в виде кормления и поддержки лекарствами. Мы попали туда в 10 утра, в самое пекло, — рассказывает Наталья. — Нужно было накормить 140 птиц и дать им лекарство. Мы впервые ухаживали за птицами, поэтому поделились по парам. Одна держала на руках птицу, вторая предлагала воду, рыбу, меняла пеленку. Это процесс небыстрый, птица на руках стрессует, ей нужно время успокоиться. Для нас каждый глоток и съеденная рыба были как праздник. Самое сложное — осознавать, что мы не всех можем спасти: когда мазут у птиц внутри, это смертельно.
Наталья говорит, что больше всего ее впечатлили люди. Молодые девчонки, которые возглавляли штаб сутками. Волонтеры, которые приехали на собранные обычными людьми средства издалека. Добровольцы, которые учились на ходу вставлять зонды для питья и пищи. Пенсионеры, которые уговаривали птиц поесть и попить. Молодые ребята из Краснодара, которые готовили домашнюю еду.
— Люди на машинах возникали из ниоткуда, все готовы помочь. Всё, что нужно было для птичек, чудом появлялось в считанные часы. Каждый день новые вводные, новые люди. Режим многозадачности и оперативности. Да, бывали несостыковки между главным штабом и волонтерами на месте. Но всё это держится только на ресурсе людей с огромным сердцем и душой. Первая мысль — о масштабе бедствия. Вторая — что невозможно всё исправить. Третья — что мы всё-таки можем это сделать. Четвертая — о том, что наши действия как капля в море. Но, как кто-то сказал, «по отдельности мы капля, вместе — океан», — поделилась Наталья.
На уборке пляжей открывалось не второе дыхание, а пятое
Нина Долгомирова — сотрудница кофейного магазина. В Анапе помогала убирать пляж.
— Три дня пролетели незаметно, но чувства двоякие. Много работали, много сделали, но если смотреть на масштаб — капля в море. Радостно и одновременно грустно, — говорит Нина.
День волонтеров на пляже проходил так: позавтракали, поехали работать, все в хорошем настроении, бодрые, работы очень много. Вчера вроде бы убрали, а за ночь снова надуло, вымыло — и не видно вчерашних трудов. В середине дня — обед из гречневой каши с тушенкой.
Потом снова сбор мазута в мешок. Радостно было, говорит Нина, когда попадались большие куски — их окрестили «самородками». На ужин — картофельное пюре, котлета и овощной салат.
— В основном было солнечно, но когда поднимается ветер — он едва не сносил с ног, особенно под вечер, когда уже совсем нет сил. Уставали так, что уже пошатывало. Но понимаешь это только когда уходишь. На пляже берутся откуда-то силы — не знаю, какое это дыхание, второе или уже пятое, — рассказывает волонтер.
По словам Нины, уезжать из Анапы не хотелось — хотелось сделать как можно больше.