В одном из выпусков программы «Следствие вели» (16+) от 2012 года ведущий Леонид Каневский восторгался богатой историей Воронежа. Но еще больше его порадовали «народные» названия местных районов. Он говорил:
— Глинозём, Чижовка, Коммуна, Колдуновка, Девичок — всё это народные названия районов Воронежа. У города богатая история, и названия тоже исторические. Правда, не всегда приличные: Оторвановка, Козлиный Парк... Бывает... В Пьяных дворах можно было всегда купить отличный самогон. На Щемиловке орудовали ловкие карманники — щемили кошельки.
Сейчас какие-то из этих названий затерялись, другие обрели второй смысл, ну а третьи сохранились в памяти старших поколений. О них корреспондент Voronezh1.ru пообщался с краеведом Ольгой Рудевой.
Какие в Воронеже есть «народные» районы
Глинозём — известный многим и всё еще не растерявший название условный район Воронежа. Так в нашем городе называют территорию, ограниченную Московским проспектом, улицами Урицкого, Ленина, Бурденко, 45-й Стрелковой Дивизии, Шишкова и Беговой. Название неслучайное: там всегда добывали глину и делали из нее кирпичи для воронежских зданий.
— Там по-прежнему можно увидеть карьеры, из которых брали глину. А еще сохранилось здание кирпичного завода. Правда, сейчас кирпичи там уже не делают, — рассказала Ольга Рудева.
Интересная история сложилась с так называемой Чижовкой, названной по имени слободы. Достоверно история происхождения названия слободы не известна, но, по одной из теорий, жители Чижовки зарабатывали на ловле и продаже чижиков. По другой версии, название за слободой закрепилось из-за ее коренных жителей — переселенцев из деревни Чижевское. Ближняя Чижовка в Воронеже простирается от Большой Стрелецкой до 20-летия Октября, а Дальняя — до Пеше-Стрелецкой.
А на территории микрорайона Отрожка существует зловещая Колдуновка. Считается, что место получило свое название в честь семейства колдунов, которое проживало там раньше. Но есть и еще одна мистическая версия, корнями уходящая аж в начало XVIII века: по легенде, в годы строительства флота Петр I привез в Воронеж некоего чернокнижника. Позже его сослали на окраину, ставшую Колдуновкой.
— Есть в Воронеже чудесное место Девичок, — говорит Ольга Рудева. — Раньше это был район улицы Сакко и Ванцетти, где в петровские годы размещался девичий монастырь. Но со временем Девичком стали называть и Девицкий выезд. Дело в том, что исторический Девичок был востребован до тех пор, пока там был рынок. Потом рынок закрыли, ездить туда было незачем. А название Девицкий выезд укоротили, он превратился в Девичок. Можно сказать, в Воронеже есть два Девичка.
А в юго-западной части Воронежа есть даже Оторвановка. Это локальное название части города, где раньше жили отъявленные хулиганы. А на улице Кольцовской, справа от здания ликероводочного завода, есть Пьяные дворы. В местных многоэтажках в любое время суток можно было купить алкоголь и услышать истории о том, как этот алкоголь выносили с завода.
На левом берегу Воронежа есть так называемый Козлиный, или Козий парк. Такое название закрепилось за парком Южный, куда раньше выгоняли коз на выпас. В 60-е годы парк стали называть Летним: там размещалась небольшая сцена под кинотеатр. А в 1989 году в этом месте якобы приземлился НЛО.
Монастырщенка, на территории которой возвышается Воронежская ТЭЦ-1, получила свое название от слободы. Сама же слобода возникла в первой половине XVII века и к 1930 году вместе с деревнями Песчанка и Алексеевка вошла в состав Воронежа.
— В 1990-е годы на территории между Северным микрорайоном Воронежа и Центральным парком началась массовая застройка особняками. В народе это место получило ироничное название Долина нищих. Так этот район называют и сейчас, — заключила Ольга Рудева.
Что краеведы думают о «народных» районах города
Возникновение причудливых и порой откровенно смешных названий тех или иных мест происходит в любом городе, уверяет Ольга Рудева:
— Возникновение подобных «народных» названий — это хорошо. Во-первых, названия хранят в себе историю города и отражают его индивидуальность. Во-вторых, многие такие названия, как ни странно, становятся официальными. Например, Придача — это изначально старинная слобода на левом берегу реки Воронеж. Позже по ее имени назвали железнодорожную станцию, аэродром и рынок.
Не все такие «народные» названия могут звучать одинаково весело, зато все они максимально точные, считает краевед. В пример Ольга Рудева приводит Парк имени Дурова, известный в народе как Парк живых и мертвых. Он находится за цирком:
— Раньше там было Митрофаньевское кладбище. А в 1940 году на его месте открылся парк. Какой-то острослов назвал его Парком живых и мертвых. Название прижилось. И кстати, не только в Воронеже. Такое название парков на месте кладбищ есть еще в городах нашей страны.