В 2023 году в России продолжили дорожать автомобили, а на дорогах стало всё больше китайских машин. В Воронеже их можно встретить и в такси, в категории «Комфорт+». О главных трендах рынка машин в 2023 году Voronezh1.ru рассказал автоэксперт и владелец издания Carzclub.ru Алексей Шамарин.
В целом по стране авторынок вырос. За уходящий год было продано 1,15 млн машин. Это больше, чем в 2022 году, но меньше, чем в 2021-м.
Такому росту способствовала как раз экспансия китайских брендов, ведь за 12 месяцев 2023 года в России появилось 19 новых марок машин.
— Прорыва как такового не было. Цифры пока говорят за себя: каждый второй новый автомобиль в России — китайского производства, — рассказал Алексей Шамарин.
«Новая большая тройка»
По словам эксперта, авторынок сдвинулся в сторону китайских брендов еще до 2022 года. Уже тогда у этих машин было множество преимуществ перед европейскими: это и более полные комплектации, и относительно невысокая цена.
Правда, раньше китайские автомобили резко падали в цене через полгода их использования. А сейчас они, наоборот, только дорожают.
— На смену немецкой большой тройке — Audi, Mercedes-Benz и BMW — пришла большая китайская тройка — Chery с ее брендами, Haval и Geely, — считает Алексей Шамарин. — Эта тройка делает действительно очень неплохие автомобили с достаточно высоким качеством. <...> Китайцы давно уже конкурируют с европейскими марками. Еще до начала всем известных событий (СВО на территории Украины. — Прим. ред.) у них был очень большой задел. В частности, китайский автомобиль даже в «базе» имел те опции и навороты, которые не имели те же немцы в более дорогих комплектациях.
«Будет спрос, будет и предложение»
Несмотря на то, что европейские, японские и корейские бренды ушли из России, на складах дилеров еще могут остаться их машины. Но цены на них существенно выросли.
Алексей Шамарин считает, что, если спрос на них будет, будет и предложение. Но насколько оно будет соответствовать нормальным ценам — это вопрос.
— Все говорят, что цены выросли, но давайте посмотрим, насколько выросли курсы основных мировых валют, и от этого начнем плясать, — говорит автоэксперт.
Еще он сказал, что в Россию по-прежнему будут ввозить премиальные зарубежные автомобили, потому что покупатели на них найдутся всегда — не важно, цены на рынке падают или растут. Правда, сейчас к европейским или японским премиальным машинам могут добавиться еще и китайские.
«Это даже не смешно»
Российская автомобильная промышленность представлена в основном «Ладами» — «Грантой» и «Вестой». Еще машины делают заводы ГАЗ и УАЗ, но их продукции на рынке гораздо меньше.
Цены на отечественные автомобили растут так же стремительно, как и на все остальные. Но, как говорит Алексей Шамарин, себестоимость машины складывается в первую очередь из затрат на комплектующие, а они в «Ладах» сейчас хуже:
— Комплектующие, которые раньше ставились на «Ладу Весту», например, Bosch, сейчас заменены другими брендами. Качество комплектующих, на мой взгляд, стало хуже, а цена выросла, потому что растет всё. Естественно, при общем росте цен растет и цена на автомобили.
Еще на улицах Воронежа появились новые «Москвичи». Правда, Алексей Шамарин не считает эту машину российской разработкой:
— То, что выпускается JAC JS4 и называется «Москвич-3» — ребят, это даже не смешно. В момент запуска «Москвича» машины JAC стоили на 200–300 тысяч дешевле. Безусловно, их сняли с продажи, чтобы не делать конкуренцию на рынке, но то, что сейчас я вижу под видом «Москвича»... Я бы предпочел другой китайский бренд.
Автоэксперт говорит, что раньше в Москве работал огромный завод Renault, где был полный цикл производства автомобилей. Сейчас же, по его словам, там лишь переклеивают шильдики:
— Нужно признать, что Россия — не автомобильная держава. Лучший выход на нормальную ситуацию до всех событий — это позволить заводам работать. <...> Что у нас сейчас? У нас сейчас проще взять китайскую копию, налепить на нее шильдики и объявить это автомобилем «Москвич». <...> Если вы хотите начинать нормальный автопром в этой стране, начинайте с нуля.
«99,9% новых машин — в кредит»
Если говорить о Воронеже, то он оказался примерно на 10-м месте по выдаче автокредитов. В этом году их число увеличилось вдвое. Это говорит о том, рынок новых автомобилей в городе существует и работает, раз люди берут кредиты даже по высокими процентным ставкам. А именно таким образом сейчас покупается 99,9% новых машин, считает Алексей Шамарин.