
Гулять определённо более в кайф, чем решать уравнения. Но иногда всё же полезнее поучиться.
Сентябрь и октябрь — время раскачки и перманентной лени, когда учиться уже надо, но ещё не хочется, и значит… «Сегодня, Вася, ещё отдохни, а вот с понедельника всё — две страницы „Муму“ прочитать от и до!» Но в понедельник по Васиному плану у него должен заболеть живот, и томик Тургенева печально вздохнёт, сплюнет с переплёта пыль и со скуки начнёт считать моль.
Знакомый сюжет? А теперь перелистываем страницу, на чистом листе пишем сегодняшнее число и начинаем работать. Именно так, считает психолог Артём Сазыкин, — с летнего разгильдяйства сразу в учебный карьер — надо настраивать своего недоросля, начиная с 5-го класса. Если в первом классе и в течение всей начальной школы вход в учебный процесс должен происходить постепенно и мягко — об этом мы говорили в прошлом материале — то теперь «онжеребёнок» подрос, активно претендует на самостоятельность, которая подчас граничит с самоуправством.
— Если вы упустите это в начале учебного года, то к середине рискуете получить горе не от большого ума, а от неуправляемого характера и неуспеваемости в школе, — объясняет Сазыкин.
Итак, тема дня — как вести с себя с подростками разного возраста, чтобы воспитать приличного гражданина и если не Эйнштейна, тот как минимум человека с базовым багажом знаний.
5 — 9 классы: ни минуты безделья
— Это наиболее активный подростковый период: ребёнок считает, что уже сам может всё решать, и норовит, как говорится, «качать права», — говорит Артём Сазыкин. — Естественно, ни о какой учёбе в начале учебного думать он не намерен — он уверен, что вместо этого вправе пойти с ватагой друзей в торговый центр и таскать со столиков стаканчики, чтобы наливать в них газировку. А то и ещё что-нибудь, чего ему пить нельзя. Такое недопустимо. Гулянки, зависание в компьютере — надо пресекать на корню.

Подросток всегда должен быть занят чем-то полезным.
Грозит «сколотить бизнес с Саньком и грести миллионы»? Класс. Только напомните ему, что у Илона Маска степени бакалавра физики и экономики, а Стив Джобс хотя бы окончил школу. Если делать послабления, отмечает Артём Сазыкин, не заметите, как из вас начнут вить изощрённые узоры, выпутаться из которых будет уже непросто.
Тем не менее, в этом возрасте уже пора приучать дитятко к самостоятельности, но — здоровой. Не разделять с ним муки домашки, чтобы «выучить стишок» и из-под палки решить задачу — домашнее задание он уже должен делать сам. И понимать: делать надо качественно.
— Объясните, что если сейчас «забить на учёбу», потом он не оберётся проблем: станет меньше свободного времени, чтобы проводить его с друзьями — придётся подтягивать хвосты, да и необразованность сейчас не в моде. Приведите в пример каких-то молодых людей, которые для ребёнка — авторитеты. Расскажите мотивирующие истории о своих знакомых. Дети копируют модели поведения тех, кто им нравится и интересен.
Ещё момент — ребёнок с 5-го по 9 класс должен быть адекватно загружен не только учёбой, но и дополнительными развивающими занятиями: психолог настоятельно рекомендует включить в расписание строптивого Митрофанушки секции, кружки и другие допы и контролировать их посещение тоже. Выбирать направление обязательно вместе — ребёнку это должно быть близко и интересно, но и его возможности надо оценивать здраво. Если он у вас метр с кепкой, не тешьте себя своей — подчёркнуто — детской мечтой стать звездой баскетбола и не отдувайтесь на ребёнке. Нравятся ему компьютеры — прекрасно: отправляемся в кибер-секцию, чтобы не в стрелялки биться на диване, а вполне возможно получать заточку под будущую профессию, и весьма недурную.

Спорт отлично закаляет характер с детства
— Возвращаться к занятиям в секциях или записываться туда я бы советовал сразу с началом учебного года. Не надо скидок на усталость, на то, что «за лето отвык». От чего устал? От трёх месяцев отдыха? И поощрять пропуски дополнительных занятий без уважительной причины не стоит. Иначе это войдёт в систему, и ребёнок либо бросит, либо его исключат. А в итоге он и вовсе может заявить: на секцию не хочу ходить — и в школу тоже. Если чувствуете, что ситуация выходит из-под контроля и сами вы не справляетесь, лучше не тянуть с обращением к психологу.
Однако за неудачи где бы то ни было, замечает Артём Сазыкин, — ребёнка не стыдите: обороты вроде «ты бездарь», «из тебя ничего выйдет» — вычёркиваем из лексикона. Не получается — «давай вместе разберёмся, почему». Спокойно поговорите с ним самим, с учителем, с тренером — выслушайте все стороны. В случае с дополнительными занятиями вне школы иногда действительно единственный вариант — отказаться и подобрать что-то другое.
Устраивать в семействе спартанскую муштру не надо: одной — двух секций, которые ребёнку по душе, хватит, плюс учёба. И чадо всегда при деле. Не требуйте от ребёнка кровь из носу сдирать с неба светила: старание, регулярность и стремление достигнуть видимую цель — база. Это дисциплинирует, развивает самоорганизацию, самоконтроль, формирует здоровую самооценку и умение строить отношения. Так закладывается личностный стержень.
10 — 11 классы: всё время рука на пульсе

ЕГЭ — ещё то испытание для всех: тяжко и детям, и родителям, и учителям.
— Это крайне ответственное время: пора всерьёз думать о том, куда ребёнок пойдёт учиться дальше. Время ЕГЭ, много сложностей, и родитель должен постоянно держать руку на пульсе, — предупреждает Артём Сазыкин. — Ни о какой «раскачке» с оглядкой на «учебный год только начинается» речи идти не должно. Включайтесь в учебный процесс вместе с… Ну как «с ребёнком» — это почти взрослый, и отношение к нему соответственное. Но в то же время — он ещё несовершеннолетний, и отвечаете за него — вы. Как он учится, чем занимается вне учёбы, какие у него сложности? Полезный совет: всегда держите связь с классным руководителем. Спрашивайте — мол, Петя думает туда-то поступать, какие предметы ему надо подтянуть, что ему особенно не даётся, может, вот здесь лучше подключить репетитора. И учителю приятно, что спрашивают его мнение, и вы понимаете, какие зоны роста есть у ребёнка. Сложность старших классов ещё и в том, что уже начинаются любовные страсти. Это нормально — вспомните свою первую школьную любовь! Запрещать отношения с противоположным полом не надо, но они не должны переходить возрастные рамки и мешать учёбе. Отпускать к объекту воздыханий на ночёвку я бы точно не рекомендовал: сходили в кафе, в кино — в определённое время надо быть дома. Интересуйтесь избранником/избранницей ребёнка, познакомьтесь с его или её семьёй, наладьте контакт с родителями — в случае чего вы вместе сможете подхватить проблему, когда только появятся цветочки.

Природу не выправишь, поэтому сопротивляться первой влюблённости своего ребёнка не надо.
Артём Сазыкин отмечает, что уже в начале учебного года должно быть более-менее чёткое представление, в какой профессии видит себя семейный Ломоносов, и в этом направлении работать. Ключевая фраза — «видит себя». Выбирать свою будущую рабочую борозду, как и секцию в раннем детстве, должен сам взрослый ребёнок — это аксиома. Он не обязан идти в политологи только потому, что вы ночи напролёт пытаетесь вникнуть в тайны мирового заговора, взахлёб читая новости от всех баб Маш интернета. Ваша родительская задача — посоветовать, обсудить и помочь сделать здравый выбор. «Видит» себя» исключительно «блогером»? Что ж. Вспомните Джимми Дольнадсона — он же MrBeast (а вот придётся узнать, кто это) — товарищ в христианской академии сначала отучился.
— Если заставить ребёнка получать нелюбимую профессию, в итоге он или не станет работать в ней, или будет работь спустя рукава, — Артём Сазыкин констатирует прописные истины, которые как раз легче всего забываются. — В некоторых случаях это может быть чревато: хирург, ненавидящий хирургию или не понимающий в ней, — потенциально опасен. Кроме того, такой подход — решать за ребёнка и вынуждать его строить свою жизнь по вашему сценарию — испортит отношения. Вам перестанут доверять и именно вас будут упрекать в неудачах, а вы — всю жизнь будете винить себя в страданиях своего ребёнка. И да — если понимаете, что ваши отношения рассыпаются — обращайтесь к психологу. Но имейте в виду: работать специалист будет со всей семьёй — игра в одни ворота бесполезна.
ВАЖНО!
«С Мариванной надо дружить»
Доверие с учителем, объясняет Артём Сазыкин, важно на протяжении всей школьной жизни и для вас, как родителя, и для самого ребёнка. Мы уже говорили о том, что с 1-го же класса надо в первую очередь прививать уважение к профессии педагога — негатив в адрес учителей и школы в целом в семье не допустим. Это касается всего — от внешнего вида и возраста педагогов — до системы образования глобально. Если ваш «умнейший мальчик» всю ночь гонял по закоулкам компьютерной войнушки, а на следующий день приволок двойку по алгебре, едва ли проблема в причёске Мариванны.

С первого класса и родители, и ребёнок должны усвоить, что учитель не враг, а помощник.
— Хорошие отношения с классным руководителем — залог того, что вы сразу будете узнавать о проблемах ребёнка и включаться в их решение. Выстроить их просто: родитель должен не сидеть дома в своей норе или на работе — он должен приходить в школу. Сначала познакомиться с учителем, расспросить о ребёнке — в чём отличается, где не справляется, почему, потом — исправно посещать родительские собрания. Не получилось на собрание — значит, придите в другой день. Главные принципы общения с учителем — приветливость, доброжелательность и заинтересованность. Включать звезду, обвинять в «предвзятом отношении», угрожать — не лучшая идея. «Вот дочка принесла двойку. Скажите, пожалуйста, что нам следует сделать, на что обратить внимание» — а это правильный вариант. С учителем надо разговаривать не с позиции, что «я круче тебя», «я тут, типа, самый умный, да и приехал на такой дорогой машине» — нет. Нужно просто прийти и поговорить с человеком. Именно по-человечески: задавать вопросы, можно и цветочек подарить — я не о взятках сейчас говорю, а о знаке внимания. С праздниками тоже полезно поздравлять — пусть хоть в смс. И родитель должен посещать учебное заведение регулярно. Это не должно быть так, что он в первый класс за ручку привёл, а потом явился в 11-м — мол, мы хотим выпускной в Дубае. Из своего опыта вижу: некоторые родители, что называется, забивают на регулярное общение с учителем, что в корне неправильно. Потом они удивляются, почему чадо отбивается от рук. А ведь достаточно было ходить в школу: там много интересного и важного расскажут.
Что касается ребёнка, отмечает Артём Сазыкин, то для начала он должен элементарно выучить всех своих учителей по предметам — фамилия, имя, отчество. Практика, говорит, показывает (а Артём работал психологом в образовательных учреждениях), что порой к концу учебного года некоторые школяры в лучшем случае знают, что «вон ту тётку звать Ирина». Это один момент. Второй — с 1-го класса прививайте навык здороваться с учителем, обращаясь по имени и отчеству, и так же с ним прощаться: «Здравствуйте, Ирина Николаевна» — «До свидания, Ирина Николаевна». «Тыкание» пресекать с лёту. И дальше уже на личном примере показывать уважительное отношение, объясняя: учитель тоже заинтересован в его успехах, поэтому может быть строгим, но он не враг — он помощник.
ВОПРОС — РЕБРОМ
Надо ли платить за хорошие оценки?
«Закончишь четверть без троек — получишь те крутые кроссовки, которые просишь». Если узнали себя — тактику лучше сменить. Артём Сазыкин объясняет:
— Как родитель и как давно практикующий психолог, я считаю, что платить ребёнку за оценки — неправильно. Если он будет учиться исключительно из-за материальной мотивации, он не станет ничего делать в том случае, если у родителей не окажется возможности удовлетворить его запросы. Например, папа работает, обещал сыну планшет или условные 10 тысяч рублей, но тут вдруг папу сократили. Рокфеллер ваш, конечно, понимает, что плата ему не светит — и вы получаете по носу: а на фига мне тогда эта ваша учёба? Сомнительность метода и в том, что он программирует ребёнка на потребительское отношение к людям и к жизни в целом. Поэтому мотивировать я бы советовал иначе: если ты будешь хорошо учиться, то впоследствии сможешь зарабатывать большие деньги и обеспечивать себя сам. И в плане финансовой самостоятельности родители тоже должны показывать ребёнку если не личный пример — не всегда это возможно, то пример кого-то из знакомых или известных людей, которые состояния добились сами, своим трудом.
Но даже в отсроченном плане, говорит Сазыкин, у учёбы не должна быть только финансовая мотивация. Есть разные её виды, и одна из стержневых — идея: человеку важно понимать, для чего он это делает:
— В учёбе, как и во многих других делах, надо «идти за идеей». Ребёнку следует понимать, что за за всем этим — цель. Что всё, что он делает для её достижения, принесёт гораздо больше, чем просто разовое вознаграждение. Став профессионалом в определённом деле, он заслужит статус, уважение, сможет помогать людям, спасать животных, что-то изобретёт на благо всей планеты и так далее и тому подобное. Задача родителей — ему помочь, и он должен понимать, что может рассчитывать на их поддержку.
А как грамотно эту поддержку выстроить — мы уже рассказали.




