2023 год в Воронеже заканчивается с оглядкой на советское прошлое: всё больше людей предаются ностальгии, покупают винтажные вещи и даже елочные игрушки на маркетплейсах. Тренд на ностальгию задал еще и недавно вышедший сериал Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте» (18+).
Корреспондент Voronezh1.ru пообщался с воронежским краеведом Ольгой Рудевой о том, как праздновали Новый год в прошлом веке и что изменилось с тех пор.
— Я из тех людей, которые совершенно не ностальгируют по СССР. Мое детство пришлось на шестидесятые, а юность — на семидесятые, — рассказывает Ольга Рудева. — Время было дефицитное, тяжелое. Хотелось наряжаться, хорошо выглядеть, а возможностей таких не было. Мы много мечтали.
Что было на столе в семидесятые
Знакомые сейчас многим слова «Не трогай, это на Новый год» актуальны и для советских лет, уверяет Ольга. Раньше хозяйка должна была готовиться к празднику сильно заранее, ведь даже баночка майонеза — дефицит.
— Помню, баба Даша возвращалась с покупками и всем в доме рассказывала, что в красном магазине дают горошек, — вспоминает краевед. — Тогда у всех была «Книга о вкусной и здоровой пище» за авторством Микояна. На разворотах — много красочных блюд, коньяки. И горошек там был, и был он чем-то изысканным, желанным. Его хотелось.
На столе всегда были оливье, холодец, конфеты и советское шампанское. Из серванта доставали хрустальную посуду — ценную и дорогую. А значит, каждая хозяйка невольно испытывала напряжение, говорит Ольга.
Как встречали Новый год
Раньше Новый год был исключительно семейным праздником. Вечером родители и их дети гуляли, ходили на открытие елки на площадь Ленина, смотрели салют, а потом возвращались домой. При этом толп на площади, в Кольцовском сквере и в ресторанах не было. Ресторанов вообще было мало, но в них никто и не хотел.
— 31 декабря у всех наступало праздничное настроение, хотя взрослые еще работали, — говорит краевед. — Вечерами дети складывали бумажные флажки и развешивали их, скрепляли цепи из серпантина. Обязательно вырезались бумажные снежинки. А украшалась не ель, как сейчас, а сосны.
Елки брать побаивались. Первая зимняя красавица появилась на празднике у Ольги Рудевой в восьмидесятые. Днем это была пушистая, зеленая ель, а уже к вечеру с нее осыпались все иголки. В общем, выбор чаще падал на сосны.
Елочные игрушки — отдельный разговор. С ними, как и с горошком, был дефицит:
— Когда-то давно я привезла из Москвы красивые чешские игрушки из стекла. Найти их было трудно, поэтому игрушки храню до сих пор, — говорит историк. — Впрочем, в Воронеже была и своя фабрика елочных игрушек. Поэтому нарядными новогодние деревья были всегда. Но хотелось, конечно, чего-то редкого и эксклюзивного.
Как изменились символы Нового года
В шестидесятые и семидесятые не было культа Деда Мороза. По воспоминаниям Ольги, это был просто «страшный наряженный дядька», который развлекал детей на елках в оперном и драматическом театрах. Такого же мнения придерживаются и ее сверстники: Деда Мороза побаивались, а вокруг его образа не было сказочного флера.
— Сейчас в преддверии Нового года Воронеж нарядный — весь город как фотозона, — сравнивает Ольга Рудева. — А ведь раньше было скромненько: украшались магазинчики, но не так изобильно. И сказать так можно не только о Воронеже. Везде всё было примерно одинаково. Одинаковые концертные программы, одинаковое оформление. Новый год праздновали на государственном уровне, и всё было каким-то стандартизированным.
Сильно поменялись корпоративы. Сейчас это великий праздник, к которому готовятся все: покупают наряды, выбирают места. А еще в ностальгические восьмидесятые такого ажиотажа не было:
— В то время я преподавала в педагогическом институте, — вспоминает краевед. — После рабочего дня мы устраивали так называемое торжественное заседание кафедры. Это происходило в астрономическом кабинете на крыше: мы приносили туда готовую еду, накрывали на стол и общались. Помню, еще шутили, что на время нашего «заседания» кабинет из астрономического становился гастрономическим.
Как проводили каникулы
Каникулы были детским временем, говорит Ольга Рудева. Не было заставленных иномарками дворов, не было интернета, поэтому дети с утра до вечера проводили на улице. Если за окном много снега, мужчины с лопатами выходили во двор и вместе строили для ребят горку. А кто-то вместе с детьми ходил в парк «Динамо» на Пионерскую горку. Заливались и катки:
— Раньше вся страна болела фигурным катанием, — говорит историк. — Катки заливались везде: на площади Ленина вокруг елки, в «Орленке», в том же «Динамо». Молодежная тусовка отдыхала на стадионе «Труд». Катки заливались даже во дворах, где много свободного места. Помню, как сейчас: Плехановская, 6 — огромный каток.
Когда наступили первые изменения
По воспоминаниям Ольги, с шестидесятых и до самого распада СССР всё было приблизительно одинаково. Мир изменился в девяностые. Тогда молодежь впервые стала выбираться на Новый год из дома. Всё популярнее было встречать праздник в ресторанах, с друзьями.
— Времена были непростые, но точно не такие дефицитные, как раньше. Горошек перестал быть чем-то вожделенным, люди стали по-другому одеваться. Праздник принарядился: может, он утратил в камерности, но хуже от этого не стал.
В девяностые появились продукты, которые раньше было трудно достать. На стол подавали салат из крабовых палочек, ананасы, колу и пепси. Получила распространение пиротехника: петарды, фейерверки.
До наступления девяностых люди регулярно слали друг другу поздравительные открытки. На смену им пришли поздравления по телефону, а сейчас поздравляют и в мессенджерах в интернете. Наконец, в восьмидесятых еще никто не знал о китайских символах Нового года. А в девяностые китайская зодиакальная система стала известной — считается, что это стало следствием открытой экономики того времени.