Художница Александра Лисовская нарисовала виммельбух — книжку-находилку — про зимний Воронеж. Она опубликовала задачку на внимательность в паблике Volpered_art в конце минувшей недели, чем сразу привлекла к себе внимание воронежцев. На виртуальных разворотах можно увидеть ребят, запускающих салют из ванной, конькобежцев на гололеде в центре Воронежа и даже злободневную «охоту» за машинами с закрытыми номерами.
Для многих имя художницы прозвучало впервые. И неудивительно: в течение трех последних лет Александра работала иллюстратором «из-за кулис». Всё это время она набиралась опыта, наблюдала за жизнью города, будучи волонтером «ЛизаАлерт», и постепенно шла к реализации своей мечты. Об этом и другом она рассказала корреспонденту Voronezh1.ru.
Как шла работа над виммельбухом
— В основном я сотрудничаю с агентствами, и часто в условиях работы стоит конфиденциальность. Мои иллюстрации печатают на упаковках, в соцсетях крупных производителей, но меня при этом не упоминают. Это не проблема, когда заказы идут постоянно. Но иногда хочется показать, что я могу сделать что-то совершенно непривычное. Тогда и появляются концепт-проекты, похожие на мой виммельбух. Я создаю его, вкладывая свои навыки и идеи в надежде нарисовать что-то подобное уже на заказ.
Тот самый разворот, привлекший сотни воронежцев (на момент 29 февраля запись оценили 283 человека, многие из которых выразили готовность приобрести печатное издание. — Прим. ред.), стал кульминацией 60 концептов персонажей и ситуаций, произошедших в Воронеже этой зимой:
— Я разрабатывала страницу около трех месяцев, в отрыве от основных заказов. Она занимала все мои мысли и свободное время. Иногда в полудреме я вспоминала какую-то новую историю и записывала в заметки. Поутру они выглядели абракадаброй, например «бананы Эквадор, окрась коробку». Имелась в виду отсылка к новости о сокращении поставок бананов.
Без художественного вымысла не обошлось. На дворе зима, поэтому Александра заменила бананы мандаринами — более «актуальными» фруктами. Но подобные детали, по мнению самой художницы, заметят только самые наблюдательные. А увешанную гирляндами машину, разъезжавшую по городу в праздники, вспомнят те, кто часто бывал на улице.
Почему художница выбрала формат виммельбуха
— Я почитатель творчества Гёбель и Кнорра — немецкой пары, создавшей замечательные книжки-картинки. Мои дети рассматривают их с удовольствием, с восторгом находят в них забавные сюжеты. Такие истории можно создавать и самому — помещать на развороты знакомых людей, организации. Например, я волонтер «Лизы» и не могла не разместить сюжет о поисковике в городе. Еще в моем виммельбухе есть девушка с эскизом, выглядывающая из окна, — это окно студии, куда я хожу рисовать наброски. А в центре на коньках катается моя дочка Алёна.
Для Александры было важно поработать над стилизованной картинкой с множеством сюжетов, сохранив при этом идею и образ. Площадь Никитина подошла как нельзя кстати: автор виммельбуха часами рассматривала там яркие большие здания и изучала «арену» для будущего зрителя. Александра не пыталась передать точность воссозданных объектов: важнее было сохранить общую узнаваемость.
— Если сравнить настоящую и нарисованную площади, то можно увидеть много нестыковок с реальностью. Но именно в этом мой труд — оставить знакомым место, изменив его под мои идеи. Картинка не должна была стать мультяшной, чтобы моим детям и их друзьям 7–10 лет было интересно ее разглядывать.
При этом художница поставила перед собой задачу не потерять и взрослую аудиторию. Именно по этой причине в виммельбух попали знакомые воронежцам комичные истории. Но и тут возможен частичный отход от действительности.
— Мне захотелось вернуть аудиторию к воспоминаниям. Показать хорошее, скрыть в обыденность неприятное. Это мой личный взгляд на город, мои чувства к нему.
Где купить виммельбух о Воронеже
Если коротко, то нигде. По крайней мере, сейчас. Александре приятно, что горожане обратили внимание на ее работу, но услуги типографий стоят больших денег, когда речь идет о разовых тиражах. Поэтому на вопрос «где купить» Александра дает неутешительный ответ.
— Возможно, в перспективе, проект вырастет и реализуется во что-то материальное. Я буду этому очень рада. Но это вопрос перспективы, а не ближайшего будущего.