Воронеж на пороге глобальной стройки — региональные власти задумали реконструировать Центральный стадион профсоюзов на улице Студенческой. Фактически на его месте появится новая современная арена, которая будет вмещать 25 тысяч зрителей.
Первый этап реконструкции — снос старого стадиона. Но жители окрестных домов говорят, что вместе с этим демонтируют и их гаражи, расположенные во дворах. Якобы об этом им уже заявили некие чиновники.
Корреспондент Voronezh1.ru съездил к стадиону, поговорил с местными жителями и узнал, что они думают о возможном сносе их гаражей и строительстве новой арены.
«Хотя бы поторговаться»
Больше всего гаражей и сараев находится рядом с домом № 8а на Комиссаржевской. Они там стоят в несколько рядов, почти все — капитальные, из кирпича. Правда, по многим видно, что люди там бывают нечасто. Как говорят жители, владельцы некоторых сараев уже умерли, а другие — переехали.
В одном гараже копался мужчина — Николай, потом к нему подошла его жена Наталья с двумя коробками каких-то лекарств. Она говорит, что к ним уже приходили какие-то люди и сообщили, что гараж нужно освободить.
— Собрание было несколько раз, объявления развешивали, посылали каких-то мальчишек, — рассказывает Наталья. — Но ни постановления никакого, ничего.
— Никакие бумаги никто не показывает. Проект сунули, по нему тут будут хозпостройки, — продолжает Николай.
Они купили этот гараж еще в 90-х годах. Сейчас Николай не исключает, что за снос им могут предложить какие-то деньги, но только если местные жители организуются.
— У нас неприватизированная земля, мы аренду платили за нее, а власти ее продлевали автоматом, — вспоминает мужчина. — Эти сараи и гаражи тут давно — с 50-х годов. Раньше ведь дровяное отопление было, тут все хранили дрова. Поэтому, может, что-нибудь и компенсируют.
— А если бы к вам пришли и сказали: «Давайте мы у вас купим этот гараж». За сколько бы вы его продали?
— Да я даже порядка цен не знаю, — отвечает Николай.
— Тысяч за пятьсот продали бы?
— Да продал бы.
— Это мало, мне кажется, — засомневалась его жена.
— Да хватит тебе. <…> Хотя бы поторговаться. Но, естестественно, администрации-то надо отжать задаром. Это ее задача, работа такая. А нам надо бороться.
Николай признался, что он — давний болельщик «Факела» и в Советском Союзе даже ездил на гостевые матчи в Санкт-Петербург. Но сейчас, по его мнению, команде хватит 10-тысячного стадиона, построенного на улице Маршака.
— В Воронеже 3,5–4 тысячи болельщиков, которые будут ходить на вторую лигу, на третью, на десятую. Все остальные — это про то, чтобы песню спеть, пивка попить. Это временное явление. Сейчас они вылетят в первую лигу и опять будет ходить 3,5 тысячи человек.
В качестве примера Николай привел стадион в Саранске, который построили к Чемпионату мира в России. После того, как местная команда «Мордовия» сначала вылетела из высшей лиги, а потом обанкротилась, арена там пустует.
— Это же вливания денег, бюджеты. Кому он нужен, этот «Факел»? Глянешь на них, а там играют одни свободные агенты — то есть абсолютно никому не нужные игроки собрались здесь. Да, они бьются, пытаются.
«От двора ничего не останется»
Во дворе домов № 3 и 14 на Фридриха Энгельса только пять гаражей. Их пообещали не сносить, уверяют некоторые жители. Якобы против этого резко выступили владельцы.
Но люди там боятся за свой двор: они сами высаживали растения, в том числе и те, которые выкорчевали из парка «Орленок» перед реконструкцией, ставили лавочки и ухаживали за территорией.
Еще во дворе есть две детские площадки. По словам местного жителя Василия, одну из них должны снести, вторую — оставят.
— От двора останется очень мало. Собираются тут срезать и какую-то поставить трансформаторную будку высотой в три этажа, — говорит Василий, вычерчивая рукой в воздухе линии по двору. — От двора ничего не останется. Где парковаться?
— По-хорошему, там (на стадионе профсоюзов. — Прим. ред.) такая территория, что не надо у нас отбирать наш двор и детскую площадку, — говорит женщина, которая сидела на лавочке перед подъездом. — А под нами катакомбы, там царский кирпич. Всё в подвалах.
Еще две жительницы пожаловались, что каждый раз, когда на Центральном стадионе профсоюзов шел футбол, у них в квартирах дрожали стены.
— Мы против стройки. Не выдержит наша земля. У нас по всему двору идет бомбоубежище, — рассказывает пенсионерка Ия.
— Где машины ездят, уже проваливается асфальт, — вторит ей Любовь.
«Вывозят даже полы»
Когда начнется демонтаж нынешнего стадиона, не знают даже его охранники. Они говорят, что у них уже выключили отопление, частично перекрыли воду, но свет на арене еще есть. Поэтому они и продолжают там работать.
— Самим интересно, что тут будет. <…> Неделю назад разговор был, что стадион обесточат. Но до сих пор тишина, — говорит один охранник.
— А с чего бы тогда арендаторы уходят? — задается вопросом другой.
— Все ушли?
— Потихоньку все покидают. <…> Вывозят даже свои полы.
Корреспондент Voronezh1.ru решил узнать в правительстве Воронежской области, когда начнется демонтаж стадиона. Но там конкретно на этот вопрос не ответили, сказав, что реконструкция запланирована на 2025–2027 годы. Еще власти не объяснили, будут ли действительно демонтировать гаражи и если будут, компенсируют ли их владельцам ущерб.