

Чтобы обойти все локации парка «Краснодар», нужно часа четыре
Неделю назад у меня случилась командировка в Краснодар из Воронежа. Помимо того, чтобы разобраться со всеми рабочими задачами, в планах было посещение парка «Краснодар», того самого, который называют парком Галицкого.
Сергей Галицкий — предприниматель, основатель и совладелец торговой сети «Магнит», владелец футбольного клуба «Краснодар» — построил парк на свои деньги. Издание Forbes как-то подсчитало, что обошелся он Галицкому более чем в 5 миллиардов рублей.


У меня был всего час на осмотр парка, но я решила, что хотя бы в первом приближении познакомиться с достопримечательностью должна, поэтому из центра ехала на такси сначала полчаса туда, потом еще столько же обратно, почти опоздала на поезд, но оно того стоило.
Безусловно, часа очень мало для прогулки по парку «Краснодар». Чтобы неспешно обойти все открытые локации, посидеть у пруда с золотыми карпами, помедитировать в свое удовольствие под сенью цветущих деревьев, нужно часа четыре. Если вы с детьми — еще больше. Территория парка просто огромная. Краснодарцы, может, и не поймут моего восторга, но для жителя Воронежа, в котором городские парки размером с носовые платки, это шок. Кто бывал летом в «Дельфине» или в «Центральном» (который в народе чаще называют «Динамо»), тот понимает значение слова «не протолкнуться».


Здесь много дорожек для прогулок, они проложены так, чтобы посетители разбредались по территории, не создавая столпотворений. Много мест для отдыха: лавочки, стулья, амфитеатры. «Сядем все», как говорил известный киногерой. Здесь много воды: фонтаны, пруды, ручьи. Много тени даже сейчас, когда деревья не вошли в полную силу. Через несколько лет, когда всё, что посажено, вымахает на проектную величину, будет еще комфортнее.


Чтобы было понятнее, что и с чем я сравниваю, посмотрите репортаж о многострадальной воронежской набережной. Это проект, с которым городские власти носятся не один год как с писаной торбой. Вложено в воронежскую набережную немало бюджетных денежек: сумма за две очереди уже перевалила за 2 миллиарда, а в общей сложности по проекту затрат будет раза в два больше. Вот только горожане, когда видят набережную, недоумевают, куда же эти миллиарды зарыли. Кривая ли плитка, о которую спотыкаются пешеходы, столько стоила, невнятные ли конструкции из непонятного материала а-ля «Зарядье», несколько деревянных шезлонгов и гамаков, сиротливо торчащая посреди пустыря детская площадка?
Разница подхода очевидна и понятна. На частные деньги были наняты высококвалифицированные специалисты, которые создали образец паркового искусства. Уверена, при строительстве парка «Краснодар» спросили с подрядчиков за каждую копейку и за каждый кустик. Кстати, обслуживание растений, многие из которых требуют особых условий, укрытий, полива, — это отдельная огромная работа, стоящая огромных денег.
А за бюджетные рубли у нас делает не тот, кто умеет, а тот, кто дешевле берет. Поэтому набережную всё никак не сдадут. Всё никак не доделают «недоделки». С деревьями тут, кстати, проблема. На большой части набережной нет ни тенечка, летом там можно будет насладиться разве что солнечным ударом. Кстати, воды купить здесь тоже негде. И доехать сюда проблематично. А стоит ли платить за такси, чтобы полюбоваться пустыней с гамаками, — решат воронежцы. Впрочем, вариантов-то у них нет.