
Центр села Лосево — самого крупного в Павловском районе. Это остановка, откуда отправляются междугородние автобусы, вокруг жилые дома, недалеко школа. Проблемы с бродяжками в области есть везде.
Иногда бессилен даже Бастрыкин. В администрации Воронежа за две с лишним недели не смогли изловить бродячую стаю, которая недалеко от самих же чиновников — на Плехановской, 20 — едва не загрызла прохожую. Всё произошло, напомню, 26 сентября. Женщине встретились три собачули, одна из них вцепилась гражданке в ногу. Гражданка вместо рабочего места оказалась на больничном курорте «всё включено» — уколы против бешенства, операция. По сети разошлись живописные фото её конечности, в воронежском управлении СКР возбудили уголовное дело о халатности — и по доброй традиции, Александр Иванович взял его на контроль.

Вот только ловить бродячих псов по российским городам и весям обязанность не председателя Следственного комитета, а чиновникам за это отвечающим часто фатально не везёт. Наказание за халатность даже без тяжких последствий — до трёх месяцев ареста, и обнаружив на месте преступления его орудия, недолго выйти на самих себя. Кстати, возле школы № 88, где «золотые собачки» справляют нужду на игровой площадке для детей, их тоже никак не могут поймать. 30 сентября Voronezh1.ru пожаловалась мама ребёнка — и не только нам, но и в мэрию. После этого в Следкоме возбудили ещё одно дело о халатности. Отвечающие сейчас за отлов гонцы муниципального приюта съездили туда аж два раза — 1 и 2 октября, но им снова не повезло. По словам той мамы, псы, которых она наблюдала возле школы весь сентябрь, были с бирками — это значит, что они уже проходили процедуру ОСВВ. А быть бродячих собак на территории детских учреждений не должно.

«Золотые» хвостики
ОСВВ, напомню, это сокращённо название денежного аттракциона национального масштаба «отлов — стерилизация — вакцинация — выпуск», причём выпуск «в естественную среду обитания». То, что улицы российских населённых пунктов являются «естественной средой» для одичавших животных, в 2018-м году решили депутаты Госдумы, принявшие так называемый закон «Об ответственном обращении с животными» № 498-ФЗ. Дзен народные избранники постигли с подачи как раз зоозащитников. Не тех, которые любят животных у себя дома за свои деньги, а тех, кто получает на них казённые миллионы через ОСВВ и собирает пожертвования с первых.
Почему я назвала бродячих собак «золотыми»? Несколько цифр.
По информации мэрии Воронежа, с 2021-го по 2025-й на стерилизацию собачуль город ежегодно расходовал от 10 до 17 миллионов рублей (деньги на ОСВВ всем муниципалитетам даёт областной бюджет). Мы спрашивали точные суммы на полный цикл ОСВВ — нам их пока не дали. Но у меня есть прошлогодние цифры от областного правительства — сколько денег выделяли на собаченек в масштабах региона до 2024-го включительно:
— 2017 — 5 017 300 рублей;
— 2018 — 20 017 300;
— 2019 — 16 381 000;
— 2020 — 20 000 000;
— 2021 — 26 748 100;
— 2022 — 41 625 0004;
— 2023 — 41 625 000;
— 2024 — 103 303 000.
Только за последние пять лет — больше 230 миллионов рублей. Сумму на 2025-й мы запросим.

Воронеж, мини-рынок напротив ТЦ «Аксиома» в Северном районе
С 16 сентября за отлов бродячих собак в городе отвечает муниципальный приют (его мега-стройка — отдельная история, впечатлившая в своё время прокуроров и аудиторов контрольно-счётной палаты). До этого дня — с 1 марта — отвечала муниципальная контора «Зеленхоз». Но в начале года управы ещё заключали госконтракты с подрядчиками-частниками. И судя по данным из системы «Госзакупки», на полный цикл ОСВВ для одного «хвостика» закладывалось 12 тысяч рублей, из них на содержание и питание — порядка 350 рублей в день. На завтраки и обеды для школьников бюджет даёт по 77 рублей — и чести поесть за казённый счёт удостаиваются не все дети, а только льготники.
«Улетели ангелы» на небо?
Теперь внимание. В мэрии редакции Voronezh1.ru сообщили, что сейчас в городе ориентировочно около 3 тысяч бродячих собак. Мы просили расклад по предыдущим годам — нам его пока не дали, но. В начале 2024-го только самый ленивый журналист в Воронеже не огласил данные областного управления ветеринарии, что по Воронежу шастает порядка 12,5 безнадзорных псов. Даже самые пугливые написали, потому что из ряда вон. В конце июля 2024-го в правительстве Воронежской области мне это ещё раз подтвердили, назвав цифры за 2023 год:
«общая численность популяции животных без владельцев по данным мониторинга составила 22434 головы (на просторах всего региона. — Авт.). Из них на территории городского округа город Воронеж — 12548 голов».
12,5 тысячи резервуаров смертельных инфекций и потенциальных убийц на улицах города-миллионника. Однако после подсчёта в первом полугодии 2024-го (его проводят весной) вдруг оказалась, что резервуаров осталось 8375 (минус 20%). Теперь, значит, и вовсе 3 тысячи (минус 76%). Но.
За весь 2023-й в Воронеже изловили 1223 штуки, в 2024 — 1127, с начала нынешнего — 428 — итого 2778. При этом практически всех псов после промывки ОСВВ выпустили обратно: новых хозяев, начиная аж с 2021-го, нашли только для 187. С диагнозами «немотивированная агрессивность» и «лидер стаи», а также экземпляров-богатырей на ПМЖ на гособеспечении сейчас 400 штук: страшная цифра — табун официально склонных к убийству зверей, для которых не хватит целого муниципального приюта, рассчитанного всего на 250 постояльцев (поэтому он поделился ими (и казёнными деньгами) с подрядчиками). Ни одну из отловленных собак не усыпили. Естественной смертью умерли единицы (в 2023-м — шесть, в первом полугодии 2024-го — две).
Внимание вопрос. Куда за неполные три года с улиц Воронежа испарились почти 9 тысяч бродячих псов? В августе прошлого года в правительстве мне ответили так: «Численность сократилась, потому что животные стерилизованы, больше не плодятся. В этом суть программы ОСВВ». Будем считать, что добрые пёсики ангелами улетают на небо — вместе с бюджетными деньгами.

Один из дворов на улице Владимира Невского. Мать-героиня бегает неподалёку. Чиновники явно недооценивают демографические подвиги своих четвероногих подопечных.
***
Я спрашивала в мэрии статистику, сколько человек бродячие псы покусали. Мне ответили, что считает Роспотребнадзор, причём не делит — домашние животные покусали или бродячие. Он и правда считает и правда не делит — по совпадению, делить перестал после явления стране ОСВВ. Только в администрации Воронежа, видимо, плохо знают матчасть. Есть приказ областного управления ветеринарии № 529 от 12 декабря 2022-го с конкретным названием — «Об утверждении Порядка предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан на территории Воронежской области». Он заработал с 1 марта 2023-го. И есть в приказе пункт 8: «органы местного самоуправления предоставляют в адрес управления полугодовые отчёты о количестве случаев причинения вреда жизни или здоровью граждан».
А в это время откуда-то взялись 23 воронежца, с 2021-го года засудившие мэрию на 2 012 612 рублей — после того, как добрые собачули им доказали, кто в городе хозяин.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
ОСВВ это не про гуманизм — про лицемерие и трусость
На одной лишь улице Независимости в Воронеже в микрорайоне Подгорное с начала 2023-го до июля 2025-го после жалоб жителей поймали 22 бродячие собаки — 22 полудиких опасных животных. Четыре из них оставили на пожизненный пансион в приюте (на наши с вами деньги) как злостных агрессоров.
В августе и сентябре на той же улице Независимости по заявкам местных изловили ещё двоих псов — сейчас они на санаторно-курортном режиме ОСВВ.
А 6 октября у дома № 78 по улице Независимости — крупный ЖК «Галактика» — бродячую собаку переехала машина. Судя по видео, которое местные зоозащитники разослали журналистам, всё произошло возле детской площадки на глазах у детей. При этом на той же записи чётко видно, что собака там жила не одна — к машине подбежали ещё две. Компания смертельно опасных парий в городском квартале.

Зоозащитники считают — пса задавили специально, заявили в полицию. В региональном главке МВД 10 октября мне сказали, что проводят проверку, устанавливают водителя.
Это и есть изнанка программы ОСВВ — лицемерие. Она опасна не только для людей, но и для самих собак — которых после «гуманной» процедуры и полоскания бюджетных миллионов выбрасывают на улицу: в холод, голод, под колёса машин, в зубы своих более крепких собратьев, в руки догхантеров.
498-ФЗ уже не запрещает регионам на местном уровне вводить частичную оправданную эвтаназию, с этим согласен Конституционный суд — поправка вписана кровью детей. Во многих субъектах возможностью защитить людей от полчищ потенциальных убийц воспользовались — невзирая на яростное сопротивление оголтелой зоозащиты. Для такого волевого шага нужно немного: политические смелость — и совесть.




