Пока большинство жителей Воронежской области отмечали Новый год, в травматологических пунктах больниц все праздники работали врачи. Они стараются чередоваться: чтобы ночь с 31 декабря на 1 января каждый год выпадала не одному и тому же дежурному. Но это, как говорят травматологи, не самая сложная ночь новогодних каникул. Ажиотаж в травмпунктах начинается позже.
Корреспондент Voronezh1.ru поговорил с врачом-травматологом БСМП № 1 Александром Ковалевым о том, сколько пациентов к ним приходит пьяными, какие травмы чаще всего получают в праздники и какой случай из практики стал самым запоминающимся.
«Алкоголь вкупе с русским авось»
Травматологи выявили, что больше всего пациентов идут к врачам не 31 декабря или 1 января, а позже — спустя пять или шесть дней после Нового года. Например, 6 января в травмпункт БСМП № 1 пришло 85 человек, а еще 25 пациентов обратились к нейрохирургам с черепно-мозговыми травмами.
— Если 1, 2, 3 января зачастую еще [на человека] действует алкоголь вкупе с русским авось <...> то, когда праздновать сил больше нет или деньги кончились, вот тогда пора идти лечиться в больницу, — рассказывает Александр Ковалев.
Травмы, полученные в новогодние праздники, в целом мало отличаются от тех, с которыми приходят пациенты в другие дни. Это всё те же переломы, вывихи и ушибы после падений. Хотя во время зимних каникул чаще встречаются травмы, полученные из-за пиротехники. К счастью, в этом году у Александра Ковалева таких пациентов не было. Но он вспомнил прошлогодний случай, когда у мужчины в руке взорвалась петарда, и он получил сильное повреждение кисти. Ему потребовалась микрохирургия, а с последствиями травмы ему теперь придется жить всю жизнь.
Еще на каникулах врачи фиксируют чуть больше обращений из-за ран. Это происходит из-за того, что люди, особенно женщины, больше времени проводят на кухне. Травмы они получают во время нарезания продуктов или порезавшись битым стеклом.
«Алкоголя было больше, чем серого вещества»
Александр Ковалев говорит, что «добрая половина» пациентов травмпункта на новогодних праздниках была в состоянии алкогольного опьянения. Кто-то приходил сразу пьяным, кто-то трезвел и обращался к врачам на следующий день, а некоторые оттягивали этот момент вплоть до начала рабочей недели. В это время в травмпункте и оказался пациент с самой необычной, по мнению травматолога, историей получения ран.
— [9 января] пришел товарищ, который наконец-то, видимо, протрезвел. Он сказал, что они с друзьями 2 января, будучи в сильном алкогольном опьянении… шутки у них были… они бросали друг в друга ножи. Я не знаю, что это за игра такая, что там должно быть в голове у людей. Наверное, алкоголя было больше, чем серого вещества.
Алкоголь и откладывает обращение к врачу, и затрудняет общение с пациентом, и препятствует оказанию помощи. А за дверью кабинета больного часто ждут такие же пьяные друзья, которые могут даже ворваться в перевязочную и ввязаться в скандал.
Тем не менее врачи готовы оказать помощь любому пациенту, вне зависимости от его состояния. Его примут даже, если он не смог найти свой медицинский полис.
— Приходите раньше. Это просто крик души за годы, отработанные травматологом <...> Я думаю, ко мне присоединятся врачи всех остальных специальностей. Люди, обращайтесь к врачу сразу после начала заболевания или получения травм, — говорит Александр Ковалев. — Не нужно надеяться на авось. И вот эти три слова я слышать просто не могу: «Думал, что пройдет».
«Как пройти мимо умирающего»
С приходом в Воронеж экстремальных холодов вырос риск обморожений. Они тоже происходят в основном из-за алкоголя. Причем в двадцатиградусный мороз потеря отмороженных конечностей — это не самое страшное, что может произойти с человеком. Если он долгое время провел в сугробе и его температура опустилась ниже 34 градусов, поможет лишь реанимация. Результатом общего переохлаждения организма может стать смерть.
— Как бы человек не был отвратителен на вид, всё-таки все мы люди: хотя бы переместите его куда-то в тепло, в какую-то аптеку, в магазин, в предбанник, чтобы вызвать оттуда скорую, — посоветовал Александр Ковалев. — Оставить человека в сугробе на таком морозе — это, в общем-то, пройти мимо умирающего.