Ежедневно десятки и сотни людей становятся жертвами телефонных мошенников. Люди отдают им сбережения и берут кредиты, но слишком поздно понимают, что стали жертвой обмана. Когда читаешь в СМИ очередные новости с рассказом о новой мошеннической схеме, удивляешься, как это вообще может работать. Ведь легенда, с которой они звонят очередной жертве, при ближайшем рассмотрении не выдерживает критики.
Но помимо легенды мошенники используют и методы убеждения: утвердительные интонации, напор, вовлечение собеседника в диалог. Разговаривая с мошенником по телефону, его жертва не владеет ситуацией: разговор ведет он и направляет его в нужное русло.
Пример такого разговора записала жительница Воронежа, когда ей позвонил неизвестный. Женщина передала эту запись журналистам Voronezh1.ru .
Собеседник отрекомендовался менеджером Александром и задал несколько вопросов: получала ли его собеседница месяц назад какие-то «пуши» от их своего сотового оператора. Конечно, она ничего не получала. Тогда Александр сообщил, что договор на обслуживание ее номера телефона будет заблокирован в ближайшее время.
— Поскольку мы обратной связи на данное сообщение не получили, ваш договор на обслуживание как архивный был перенаправлен в главный офис сотового оператора города Москва. Улица Ленинский проспект, 99. Конкретно сейчас вам направляется контрольный звонок как фактически последняя возможность для сохранения этого номера телефона. Поэтому подскажите, пожалуйста, вы им в дальнейшем планируете пользоваться? — попытался вовлечь в диалог свою собеседницу мошенник.
— Планирую.
— Хорошо. Тогда я буду регистрировать заявку на его продление, — сообщил он. — Для начала мне нужно, чтобы вы указали, на какой период мы будем продлевать.
Схема заключается в том, что человеку без связи, конечно же, оставаться не хочется. Поэтому он, как правило, беспрекословно соглашается на предложение «менеджера» оперативно продлить пользовательское соглашение по телефону. Ни в какой салон идти якобы не нужно. На номер клиента сразу приходит СМС-рассылка с кодом, который должен «подтвердить системе, что пользовательское соглашение продлено на новый срок». Заговаривая жертве зубы о деталях нового контракта, злоумышленники выманивают цифры кода из сообщения. Код может открыть мошенникам доступ к вашей странице на Госуслугах со всеми персональными данными.
В данном случае наша читательница быстро сообразила, что разговаривает с мошенником. Не кладя трубку, она проверила адрес якобы главного офиса оператора (он назвал ей адрес: Москва, Ленинский проспект, 99) и узнала, что в этом месте находится жилой дом. Дальше она стала задавать вопросы своему собеседнику, тот растерялся и в результате сам бросил трубку.
Напомним еще раз, что ни в коем случае нельзя называть вообще никаких цифр и паролей неизвестным людям. Поставьте себе на телефон определитель номера — эти сервисы отлично информируют, если звонят мошенники. Если хотите продлить какой-то договор, не поленитесь сходить в офис организации лично. Если вы сообщили данные со своей карты или пароль из СМС, незамедлительно обратитесь на горячую линию своего банка, чтобы заблокировать карту.