Несмотря на пандемию, в 2020 году доход водителей с личным автомобилем мог достигать до 200 тысяч рублей в месяц. В Воронеже услуги такси неизменно пользуются высоким спросом и среди жителей, и среди гостей города. Сейчас в разгаре «горячий сезон»: ежегодно весной и летом в областной столице проходят крупные бизнес-форумы, сюда стекаются представители деловой сферы из соседних регионов — и каждому нужен транспорт для поездок на встречи с партнерами. Как повлиял на заработки водителей такси второй год пандемии и сколько получают таксисты в 2021 году в Воронеже, рассказал 27-летний водитель Сергей Богачёв. С 2012 года он «возит людей по городу за деньги» — за это время студенческая подработка переросла в один из основных источников дохода.
— Свои первые деньги за рулем я заработал в 18 лет. Это сейчас от водителей требуется минимум три года опыта. Тогда же молодой парень с новоиспеченными правами запросто мог устроиться в такси, тем более у меня была своя практически новая машина (серебристая «Нексия», которая служит Сергею до сих пор. — Прим. ред.). Объездил на ней весь город вдоль и поперек — без аварий, серьезных поломок и прочих эксцессов. До этого подрабатывал в ночную смену на заводе, но как только появились права и колеса, попробовал себя в роли таксиста и понял, что это — мое.
— Занятие, судя по всему, оказалось прибыльным?
— За первый же день, помню, получил на руки около двух тысяч рублей. По тем временам это была приличная сумма. Сейчас столько же могу заработать за утро, по дороге в офис.
— То есть такси сейчас — не основное занятие?
— Обычно я говорю, что это любимое хобби, еще и приносящее доход. Я менеджер, работа в основном сидячая, хотя и связана с транспортом. График удобный, неделя через неделю — так что неделю я «белый воротничок», неделю — таксист. Плюс всегда могу взять несколько заказов по пути в офис и обратно домой.
— Возьмем неделю, когда вы — таксист. Как обычно проходит день?
— Я встаю в пять утра, примерно в половину шестого уже беру первый заказ. Самое позднее в три часа дня возвращаюсь домой. Кому-то может показаться, какой, мол, ужас — вставать в такую рань! Но мне как раз комфортно — гораздо удобнее, чем, допустим, ездить по ночам. Так что за годы работы сложилась пока такая «идеальная формула»: и поток заказов всегда есть, и вечера свободные.
— Но выполнять заказы приходится ежедневно или можете себе позволить незапланированный выходной посреди недели?
— В том-то и прелесть, что график гибкий. Если же речь о доходе — при текущей загрузке и выручке мне вполне хватает на жизнь. Если понадобится, могу взять несколько выходных: дела поделать, родственникам помочь или съездить на природу. Как обычно отдыхаю? Если активно — то это самокат, велосипед, кемпинг. А иногда просто — любимый диван. (Улыбается.) В отпуске в привычном понимании не был давненько, сейчас загадывать что-то сложно, но когда всё более-менее устаканится — планирую в Турцию слетать. Живу я сейчас один, семью мне содержать пока не надо.
— А если бы пришлось, реально было бы прожить на доходы от такси? Правда ли вообще, что это одна из самых высокооплачиваемых сейчас профессий?
— Я как-то подсчитывал… если выполнять заказы каждый день и делать в среднем по 25 поездок — то да, как раз выходит очень неплохая ежемесячная сумма. При условии, что автомобиль личный, не в аренду. У меня спокойно набегает от двадцати поездок, а то и все тридцать пять. Сейчас еще топливо, правда, подорожало: я года три назад перешел на газ, тогда литр стоил 27 рублей, а сейчас — 34 рубля. То есть можно было заправиться на 800–900 рублей, и хватало как раз на смену. Сейчас на те же триста километров уходит примерно 1200 рублей. Но всё равно это выгоднее, чем на бензине, и даже за вычетом всех расходов итоговая цифра в конце смены радует.
— Когда доходы радуют, это здорово! Но иногда можно прочитать «крики души» таксистов: пассажиры хамят, ведут себя высокомерно, маски не носят, в салоне мусорят, за копейки спорят или, скажем, заказ сделали по одному маршруту, а потом норовят полгорода объехать. Знакомо?
— Маски действительно иногда забывают надеть, пока не напомнишь. А насчет «обрастающих подробностями» маршрутов — в приложении ведь всё отслеживается: и адреса, и километраж, и время в пути, и сумма. Вообще, в этом плане сейчас гораздо удобнее, чем девять лет назад. Тогда был у меня навигатор в салоне и список заказов в телефоне. Сейчас всё более упорядоченно и прозрачно. Да и пассажиры стали более вежливыми и осознанными, что ли. Хотя мне, видимо, везет с пассажирами, неадекватные не попадались. К тому же сейчас у нас тревожные кнопки есть. Если назревает конфликт или какая-то спорная ситуация, могу подстраховаться и включить запись разговора. Но пока ни разу не пригодилось.
Про споры за копейки: несколько лет назад, помню, был такой случай: нужно было два рубля с сотни сдать клиентке. И так она на меня требовательно смотрела, пока я монетки ей собирал, мол, пока всё до копейки не получит — не отпустит меня.
Сейчас, наоборот, отдают наличку и говорят, что сдачи не надо. Иногда даже могут подкинуть рублей 30–50 сверху — это, как правило, если человек сам таксует или таксовал раньше, такая у нас профессиональная солидарность. Через приложение тоже нередко оставляют чаевые, это обычно три-пять-семь рублей (три процента от стоимости поездки).
— А курьезы какие-то случались? Например, адрес перепутали…
— Ну такси перепутать — это да, со всеми, наверное, бывало. Если на точку прибыло две машины, садятся в ближайшую, не сверяясь. И вот стоишь, ждешь клиента, а он, оказывается, уже с другим водителем уехал. Я вот сразу как-то привык уточнять, куда едем. А каких-то из ряда вон выходящих случаев… нет, пожалуй, за все годы в такси ничего такого припомнить не могу. Помогать вот иногда приходится: то бабулю довести до машины и усадить-высадить, то сброшенные с балкона ключи найти.
— Такая деятельность вас не утомляет?
— Наоборот, за рулем я в своей тарелке. Да, со стороны это может выглядеть как день сурка, и порой и правда похоже на день сурка. Но без поездок я скучаю, за девять лет пока нисколько не надоело. Люблю возить людей по городу за деньги. (Улыбается.)
— А среди знакомых много таксистов? Может, кого-то ваш пример вдохновил сменить род деятельности?
— Да у нас весь Воронеж таксует. Здесь никогда нет проблем, чтобы куда-то добраться, а у водителей всегда есть работа. Все мои одноклассники и соседи хотя бы периодически подрабатывают на своих авто. Благо сейчас для этого есть возможности.