
«Кто у него адвокат? И сколько их?» — засверлило в голове, едва я узнала об этой апелляции.
Кто-то на ночь глядя считает овец — я, засыпая перед заседанием в облсуде, перебирала именитых воронежских защитников. Я гадала, закроют ли заседание, а если нет — разрешат ли снимать. И, конечно, надо приехать загодя, чтобы поговорить с его мамой и, может, папой. Только они, конечно, откажутся, но хотя бы просто взглянуть им в глаза.

На этом «Фольксвагене-Гольф» 3 сентября 2025-го на улице Хользунова пьяный Антон Гусев — 31-летний сын воронежской чиновницы ФНС и бизнесмена — устроил смертельное ДТП, в котором погибла Валерия Султанова из Сочи. Девушке было 22 года
***
— Вы пресса?
Пристав на входе в облсуд терпеливо ждет, пока я отыщу документы.
— Пресса, — говорю. — Voronezh1.ru, на заседание по делу Гусева.
— Я вас узнал. Читал ваши статьи.
Услышав фамилию Гусев, пристав непроизвольно нахмурился и переписал мои данные с пресс-карты.
***
Адвокат тихонько сидел на стульчике перед залом заседаний, сжимая пачку бумажек, и то и дело что-то читал то в одном листе, то в другом. До начала процесса — 15 минут, 10, 5… Никого похожего на чиновницу ФНС и олигарха. И только четверо журналистов — четыре капли из бурного медиапотока миллионного города.

Адвокат Антона Гусева Парвиз Абдуллаев
***
За 20 с лишним лет в журналистике я бывала на десятках судов, но этот стал особым. Быстрый, камерный, почти семейный. Кроме квартета репортеров — председательствующий судья Светлана Старикова, прокурор Ольга Сорочинская, секретарь, пристав. Анна Устьянцева — мама погибшей Валерии Султановой — и ее представитель — по видеосвязи из Головинского районного суда Москвы. И Гусевский защитник — Абдуллаев Парвиз Заирхан оглы.



После того как суд оглашает его доводы, и позже он дублирует их сам, я окончательно утверждаюсь в мысли: адвоката хорошему сыну назначило государство — чтобы обеспечить свою конституционную гарантию на судебную защиту прав и свобод каждого гражданина. А вот и сами доводы — почему обвиняемый в пьяной смертельной аварии, сбежавший от следствия, не должен сидеть в СИЗО, и отнестись к нему следует мягче:
— Меру пресечения Гусеву избирали без него самого, не известив о заседании, он — адвокат — не смог согласовать с ним свою позицию. Гусева не допросили в качестве подозреваемого и обвиняемого — и значит, не смогли выяснить обстоятельства ДТП и его — Гусева — состояние здоровья. Выводы суда о том, что Гусев, оставаясь на свободе, может скрыться от следствия и препятствовать ему, — основаны на предположениях и не подтверждаются конкретными фактическими данными…
И всё это на фоне того, что в суде подтвердилось — со ссылками на материалы дела — то, о чём мы в Voronezh1.ru или уже знали, или с большой долей уверенности предполагали. Есть убедительные данные, что Гусев может прятаться во Вьетнаме. Он не в федеральном, а уже в международном розыске. Его ищут по всей планете по линии Интерпола. Более того, на нём не одно уголовное дело (о пьяном смертельном ДТП на улице Хользунова 3 сентября), а два. Еще по части 2 статьи 264.1: за езду в пьяном виде с непогашенной судимостью за езду в пьяном виде — до трёх лет колонии. И значит, по правилу арифметики Уголовного кодекса, прописанному в статье 69 — о назначении наказания по совокупности преступлений — беглому хорошему сыну грозит не до 12 лет колонии, а до 15.
***
Прокурор Ольга Сорочинская, мама угробленной Гусевым девушки Анна Устьянцева и ее представитель не согласились с доводами адвоката Абдуллаева. И я полагаю, исход был очевиден для всех, в том числе для адвоката. Судья Светлана Старикова поддержала решение коллег из Коминтерновского суда о заочном аресте Антона Гусева на два месяца, и как только она это провозгласила — решение вступило в законную силу. В тот момент, когда Антона Владимировича под белы руки экстрадируют на Родину, либо задержат на ее земле — для него включится счетчик срока содержания под стражей.

Мама погибшей Валерии Анна Устьянцева намерена добиться для Гусева максимального наказания
Пойдёт ли Парвиз Абдуллаев жаловаться дальше — в кассацию — я у него спрашивать не стала. Я спросила о другом. Не видит ли он противоречий между своими доводами и окружающей действительностью? Что мешало Гусеву лично явиться в суд и высказать свою позицию и рассказать о своём самочувствии? Адвокат ответил, что противоречий не видит, и что мешало Гусеву — не знает, потому что не общался не только с ним самим, но и с его родней.
Кстати, «Фольксваген», на котором пьяный мажор устроил смертельное ДТП в Воронеже, был с московскими номерами и без ОСАГО.
Кстати
Госадвокатам платят немного.
Если гражданин по какой-то причине не может обеспечить себя адвокатом сам, но не отказался от него письменно, — защитника ему назначает государство в порядке 51-й статьи Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ. Решение о назначении принимает следователь и ставит в известность адвокатскую палату региона. Там распределяют поручение между адвокатами и у тех, кто его получил, есть 15 минут подумать — могут ли они принять поручение, ориентируясь на свою занятость в других делах, но. Круг оснований, принципиально исключающих возможность браться за защиту, исчерпывающий — их всего три, они в статье 72 УПК. Среди них, в частности, семейные связи потенциального адвоката со следствием. В любых других случаях — по «убеждению», «идейным соображениям» — выходить из участия в лотерее нельзя.
Окончательное решение — кого бросать на амбразуру — за адвокатской палатой. Платит же Родина таким «подневольным» защитникам — не шибко. Тарифы прописаны в постановлении Правительства России от 1 декабря 2012-го N 1240, ежегодно обновляются. С 1 октября 2025-го один день работы по обычному делу — без присяжных, с одним обвиняемым — не ребёнком и т. п. — 1861 рубль, в апелляции — 2667 рублей. Но по кодексу профессиональной этики, адвокат обязан отстаивать права своего подзащитного добросовестно и всеми законными способами всегда. Вне зависимости от того, назначен он государством за скромные деньги, или нанят доверителем — за деньги другого порядка.
Что касается Антона Владимировича Гусева, то его Родина в лице полицейского следствия одарила богато: свободой и пока уверенностью в безнаказанности.



